Синаксарь в неделю мытаря и фарисея

Начинаем публиковать синаксари из Постной Триоди в русском переводе. Синаксарь — это объяснение праздника с поучением, которое должно читаться на утрени после шестой песни канона. Триодь или Трипеснец — богослужебная книга. Начинается с подготовительных недель к Великому посту, из которых первая — Неделя мытаря и фарисея.

Стихи на Триодь:

Зиждителю горних и дольних,
Трисвятую убо песнь от ангелов,
Трипеснец же от человеков приими.

На мытаря и фарисея:

Фарисействуешь и от Храма удаляешься;
Христос же внутри смиренных приемлет.

В настоящий же день с Богом и Триодь начинаем. Книгу сию многие святые и богоносные отцы наши добре и достойно, движимы Святым Духом, сочинили. Слово «Триодь» означает «три песни», написанные во образ Святой и Животворящей Троицы. Первый творец Триоди – великий Косьма – сложил для великой и святой Страстной седмицы трипеснцы, или малые каноны, всего в три песни. Потом же прочие отцы, наипаче Феодор и Иосиф Студиты, и остальным неделям Святыя Четыредесятницы (т.е. Великого Поста) службы сочинили. А поскольку в первый день недели поется служба воскресная, трипеснцы читаются с понедельника и до субботы.

Но не только каноны в Триоди содержатся, а и целые службы на все дни Великого Поста. Мысль же у святых отцев была та, чтобы книгою Триодью вкратце все благодеяния, нам от Бога бывшие изначала, вспомянуть. Как от Него мы созданы были, и данную нам на обучение заповедь отвергли, и от рая отпали, и изгнаны были, прельстившись первозлобным зверем и врагом дьяволом, низложенным за гордость. И как пребывали мы отверженными от небесных благ, и дьяволом водимы, и как Сын и Слово Божие милосердием сострадая, преклонив небеса, сошел, и в Деву вселился, и нас ради стал человеком, и показал, что жизнь по Нему есть на небеса восхождение, которое начинается смирением, и постом, и отвержением всего злого, и прочими христианскими деяниями. Еще же вспомнить, как Господь пострадал, и воскрес, и снова на небеса возшел, и Духа Святого ниспослал святым своим ученикам и апостолам; и был проповедан ими как Сын Божий и совершенный Бог. И как от всех народов были призваны святые, которыми наполняется вышний мир, чего изначально и желал Создатель.

Потому-то настоящие три праздника: мытаря и фарисея, и блудного сына, и Второго Пришествия, как некое предуготовление и научение отцами задуманы — чтобы мы собрались внутренне и готовились к духовным подвигам Поста, оставив свою обычную обращенность к плохому. И прежде всего отцы предлагают нам притчу о мытаре и фарисее, и наступающую седмицу предначинательной именуют. Известно, что все собирающиеся на войну от воевод заранее узнают срок, чтобы, начистив свое оружие и все приведя в порядок и устранив все помехи, к подвигам усердно готовиться и все нужное запасти. А прежде сражения вспоминают речи, и повести, и притчи, возбуждая к воинской ревности души. А леность и боязнь, и уныние и все другое вредное — отгоняют. Так и божественные отцы трубят нам о настающем Посте, времени ополчения на демонов, чтобы души наши изгнали всякие страсти и очистились от яда недобрых привычек. И чтобы мы и те добродетели, которых не имеем, постарались стяжать и, как подобает вооружившись, так отправились на постный подвиг.

Поскольку первое оружие к добродетели – покаяние и смирение, а препятствие к смирению – гордость и кичение, то прежде всего, они излагают эту притчу из божественного Евангелия и, говоря о фарисее, убеждают нас отложить страсть гордости и надмения, а говоря о мытаре, творить противоположные ей смирение и покаяние. Потому что первая и горшая страсть — гордыня и надмение, от нее было дьяволу падение с небес. Прежде назывался денницею, зарею, а после того стал тьмою, и называется тьмой. Но и родоначальник Адам за то же был из рая изгнан. И этими примерами убеждают нас святые отцы, чтобы никто своими добродетелями не превозносился, и на ближнего не восставал, но всегда был смиренным. «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать», ибо лучше, когда согрешивший обращается, нежели когда добродетельный превозносится. Как и Господь сказал: вышел из Храма мытарь оправдан больше, чем фарисей. Итак, открывает эта притча, чтобы никто не превозносился, даже если и делает доброе, но всегда смирял себя и молился от души Богу, хотя бы и в наихудшие согрешения он впал – он не далек от спасения.

Мытарями же назывались те, которые собирали для князей подати и наживались неправедно. Фарисеи же считались как бы избранными, превосходящими прочих разумом. Саддукей же от Саддока некоего. Они не верили ни в воскресение, ни в ангелов, ни в Духа Святого. Три были у евреев секты: фарисеи, саддукеи, ессеи.

Святых всех песноделателей Твоих молитвами, Христе Боже наш, помилуй нас, аминь.

синаксарь

Перевел Сергей Суворов; под ред. Островов.

Поделиться:
Метки: , ,

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.