О рождественском посте

Проповедь священномученика Анатолия Жураковского, сказанная им 14 ноября (по старому стилю) 1927 г.

Сегодня, идя в церковь, вряд ли кто из вас вспомнил, какое большое событие завтра в нашей церковной жизни. Завтра у нас начинается Рождественский пост, сорокадневный, – малая четыредесятница. Наблюдая небесный свод, мы видим, что появляются в определенное время, через известные промежутки времени, то одни светила, то другие, образуя собой целый круг светил. В нашей церковной жизни образуется также круг воспоминаний, празднеств и приготовлений к ним. Все мы с детства привыкли ожидать праздники и готовиться к ним, особенно к празднику Пасхи. Мы знаем, что есть Великий пост, подготовляющий нас к Пасхе, но от нашего внимания как-то ускользает, что есть и другие посты, очень важные. А между тем, Церковь установила, кроме Великого весеннего поста, еще пост летний – Петровку, осенний – Успенский и зимний – Рождественский. Церковь как бы каждое время года начинает этими постами, подготовляясь ими к празднику.

Собственно говоря, что такое пост? Это, прежде всего, изменение обычной пищи, некоторое ограничение ее, воздержание в ней. Современный человек находит, не желая считаться с седой древностью, желая быть выше Церкви, что постная пища совершенно излишня. А между тем, обратясь к глубокой древности, мы видим, что Моисей перед получением скрижалей с начертанными рукой Господней заповедями постился сорок дней. Другой пророк, Илия, перед получением откровений Господних постился сорок дней. Наконец, сорок дней в пустыне дикой, в полном уединении и одиночестве, где тишина нарушалась лишь воем шакалов, сорок дней постился Иисус Христос.

Для чего же нужен пост? Вспоминая предыдущие годы, мы можем сказать, что бывало иногда: внешние обстоятельства были слишком тяжелы, а у нас с наступлением праздника все же пробуждалось что-то светлое, радостное на душе. И наоборот, обстоятельства жизни были благоприятные, мы приготовлялись к празднику, суетились, ожидали от него получить радость, но вместо радости, с наступлением праздника, наша осуетившаяся душа чувствовала себя совсем не празднично, и, придя в храм, мы ощущали лишь пустоту, и тоскливо ныло наше сердце. Вспоминается рассказ Гоголя, как он попал в святые места, в Вифлеем. Шел дождь, был ветер, и стало тоскливо и буднично у него на душе. Ему казалось, что он не здесь, в святом месте, куда так стремился попасть к празднику, а где-то далеко, у себя на родине. Выходит, что есть какое-то внутреннее чувство сознания, переживания праздника, независимое от внешней обстановки.

Мы привыкли готовиться к празднику внешне, а Церковь зовет нас приготовиться внутренне, и как средство внутреннего приготовления, Церковь предлагает, устанавливает пост. Пост, по словам одного подвижника, – это крылья души, которыми мы поднимаемся к Богу, чтобы тело наше посредством поста несколько утончалось и душа могла воспарять от земных интересов, как бы освобождаться от дебелой, тяжелой и страстной нашей плоти. Как для постройки здания нужен тот или иной материал, так и тело наше созидается, образуется из той или иной пищи. Оттого Церковь и рекомендует нам, готовясь к празднику, изменить обычную нашу пищу, чтобы душа наша могла стать близка к Богу. В наше тяжелое время есть многие из нас, которым приходится не только ограничивать себя в пище круглый год, но даже и в праздники они не могут разрешить себя от этого вынужденного поста. Конечно, многие из нас по сложившимся обстоятельствам не могут поститься. Церковь, предлагая пост, совсем не хочет истязать человека, а хочет лишь спасти его душу. Один святитель сказал, что все, что ты не можешь – простится тебе, но за все, что ты не хочешь – взыщется с тебя. Важно желание, стремление приготовить душу свою к принятию праздника, чтобы, войдя на праздник в храм, у нас было бы радостно и светло на душе, чтобы не было той беспросветной тоски, которая так часто охватывает нас в будни.

Если мы хотим с вами быть настоящими церковными людьми, мы обязаны прислушиваться к тому, к чему зовет нас Церковь. К Пасхе Христовой мы еще приготовляемся постом, а на приготовление внутреннее к Рождеству Христову, которое один подвижник называет зимней Пасхой, мы просто не обращаем совсем внимания. В древности служба во время Рождественского поста была такой же, как и во время Великого поста. Читалась молитва Ефрема Сирина, в среду и пятницу, когда это были не праздничные дни, служились только часы. Правда, таких дней приходилось всего девять, когда бывали только часы, так как на Рождественский пост падает много праздников. В 1918 году в Москве был последний Всероссийский собор, на котором было постановлено восстановить этот древний обычай, но времена у нас сейчас стоят лукавые, никто из нас не может быть уверенным в завтрашнем дне, а поэтому Церковь не хочет оставлять прихожан без литургии по средам и пятницам. Дома же пусть каждый из нас читает молитву Ефрема Сирина во время Рождественского поста.

Память святых Церковь празднует не всегда в день кончины их. Во время Великого поста, когда воспоминаний и так слишком много, мы можем заметить, что совсем нет праздников. Послезавтра – 16 ноября – Церковь празднует память Матфея, который особенно подробно говорит в Евангелии о Рождестве Иисуса Христа. В конце месяца Церковь вспоминает апостола Андрея Первозванного, который первый пошел за Иисусом Христом. Церковь предлагает приготовиться к празднику Рождества Христова не только постом, она воспоминаниями святых, апостолов, пророков, преподобных, святых отцов и святых праотцев подготовляет нас к восприятию образа Иисуса Христа, рождшегося от Пресвятой Девы. Церковь как бы окружает ими всеми Рождающегося Иисуса Христа и Пресвятую Деву. Когда мы подъезжаем к селению, то издали мы различаем все больше и больше огоньков, как бы свечечек, вот этими-то свечечками, огоньками и будут воспоминания об апостолах, пророках, святых, которые подготовят нас к восприятию Самого источника Света, Солнца нашего, рождшегося от Пресвятой Девы Марии, Господа нашего Иисуса Христа. В декабре Церковь празднует память пророков Наума, Аввакума, Даниила, которые пророчествовали о рождении Иисуса Христа. Церковь празднует память преподобных: Афанасия, затворника Печерского, Саввы Освященного, Иоанна постника Печерского, священномученика Вонифатия, Петра, святых Гурия, Самона и Авива, Святителя Николая Мирликийского чудотворца, святого Амвросия, святого Митрофана Воронежского, святого Игнатия Богоносца и других святых, святых великомучениц, чистых юных девственниц, последовательниц Иисуса Христа, память святой Варвары и святой Екатерины, святой Иулиании, Анастасии и Евгении перед самым уже праздником. За две недели до Рождества Церковь вспоминает всех святых праотцев, начиная Адамом и кончая Иоанном Крестителем и Иосифом Обручником, всех ветхозаветных праведников, живших верою в имеющего прийти Спасителя. За неделю Церковь вспоминает память святых отцов.

Кроме приготовления к празднику постом, воспоминаниями памяти пророков, апостолов, святых, Церковь подготовляет нас еще особыми песнопениями. Еще задолго до Рождества Христова, перед праздником Введения во храм Пресвятой Девы, вы услышите «Христос раждается» – слова, взятые из проповеди Григория Богослова. Перед праздником Андрея Первозванного вы услышите «О, ты Вифлееме, воцаривыйся над всей вселенной», перед праздником Святителя Николая Мирликийского вы услышите, если будете внимательно слушать, песнопение, выражающее недоумение о тайне рождения Иисуса Христа, а также и слова о том же Божией Матери: «Как будет сие?»

И всего этого, однако, мало. Святой Симеон Новый Богослов говорит, что приготовление к празднику будет лишь внешним, хотя мы и зажигаем большое количество свечей и лампад, и воскуряем фимиам, и готовим обильную трапезу. Все это нужно, по словам святого, но к этому нужно еще, чтобы зажглись лампады и свечи в душе у нас к Господу Богу, чтобы воскурившийся фимиам обволок душу, и исполнилась она благодатью Духа Святого. Ничего не говорит святой против трапезы праздничной для нас и родных наших и друзей, но важнее всего и несравненна та трапеза, которая приготовится здесь, на престоле, чтобы в этот день и мы, подготовившись, удостоились принять Святую Евхаристию.

В Вифлееме показывают пещеру, где по преданию родился Иисус Христос от Девы Марии. Будем же молить Бога, чтобы к этому празднику душа наша уподобилась пещере, где Духом Святым было бы написано: «Здесь родился Иисус Христос».

 Из книги Мы спасаемся Его жизнью, Проповеди 1921–1930 гг. Статьи, Дух і літера, 2012.
Поделиться:
Метки: ,

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.