Нектарий Трезвинский
память 8 сентября
Нестор Константинович Трезвинский родился в Киевской губернии; окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия; был пострижен в монахи с именем Нектарий в 1914 году; служил военным священником; затем был насельником Александро-Невской лавры в Петрограде.
С декабря 1924 — епископ Яранский, викарий Вятской епархии, в которой вел бескомпромиссную борьбу с обновленчеством. 25 мая 1925 — арестован и заключен в Вятский изолятор спецназначения; приговорен к 3 годам концлагеря и отправлен в Соловецкий лагерь. На Соловках епископ Нектарий участвовал в тайных богослужениях, а с 1927 г. отказался от подчинения митрополиту Сергию Страгородскому и присоединился к иосифлянам. За это был запрещен в служении м.Сергием и смещен с кафедры.
После освобождения из лагеря поселился в Казани в ссылке. Оттуда он поддерживал связь с иосифлянскими приходами своей епархии в Вятке (их было около 50). Ниже приводим пастырские послания еп. Нектария вятской пастве. В 1932 г. еп. Нектарий был снова арестован и отправлен в лагерь на 10 лет по делу ИПЦ. Расстрелян 8 сентября 1937 г. в Казахстане.
Послание к пастве
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.
Смиренный Нектарий, епископ Яранский своей боголюбезной яранской пастве православной, отметающейся сергиевского отступничества и не приемлющей новообновленческого епископа Серафима радоватися о Господе.
Отцы, братия, сестры о Христе возлюбленные чада духовные.
По доносу пребывающего ныне в пределах Яранской епископии Серафима, я, ваш патриарший православный епископ законный и канонический, указом отступника Серия митрополита отлучен от Яранской кафедры и запрещен в священнослужении.
Конечно, это распоряжение со стороны митрополита Сергия я не могу признать законным, ибо он, как отступник, сам отпавший, как гнилой член от Церкви Христовой, он не может лишать кафедры православных епископов. Посему, я как был так и остаюсь несмотря ни на какие сергиевские прещения епископом Яранским, причем не буду вмешиваться в церковную жизнь лишь сергиевских ново-обновленческих приходов. Я назван в Сергиевском распоряжении — уклонившимся в Викторовский раскол. Это пустое, неуместное выражение. Не один епископ Виктор отошел от митрополита Сергия, отошли и другие почтенные православные епископы. Епископ Виктор здесь не при чем.
Истина Православия дорога не одному епископу Виктору, дорога она митрополиту Иосифу, епископу Гдовскому Димитрию, архиепископу Угличскому Серафиму и другим, неужели они «Викторовцы»?
Неумное выражение нижегородского отступника. Епископ Виктор только мой единомышленник по распознанию и осуждению сергиевского отступничества, по благодати Божией просветившей наши мысленные очи. Здесь, повторю, выражения «Викторовщина» и «Викторовцы» не при чем.
Вам же, моя православная паства Яранская, всем утвердительно вещаю. Митрополит Сергий есть действительно отступник от Православия, изменник Христу, ликвидатор или разоритель Церкви православной у нас на Руси, ибо он заодно с врагами Господа нашего Иисуса Христа, не имейте с ним никакого церковного общения. Распространяться по этому поводу не для чего. Факты слишком ярко говорят сами за себя, — где Саров, Дивеево, где мощи преподобнаго Серафима и прочее?
Отступнический епископ Серафим из Яранска написал мне обширное запугивающее меня письмо, гнусное и наглое, в коем упрекает меня в бессодержательности моих посланий, что я не ссылаюсь на каноны. Но в том то и вся беда, что творцы канонов едва ли допускали, что среди епископов появятся такие лжецы и наглецы, как митрополит Сергий и его челядь, вроде епископа Серафима. Богомерзкая, богопротивная, разрушительная церковная работа называющего себя заместителем патриаршего местоблюстителя, яснее ясного видна для верующей души, болеющей за святую Православную Церковь.
Одна закулисная сторона сергиевского управления Церковью Божией чего стоить, кому не видно, что ныне Церковью Христовой у нас управляет митрополит Серий и его секретарь, солдафон соловецкий, кантор и блатник Питирим, в 1928г. с синодальными каиафами, и некая сатанинская физиономия (зри). По мановению этой физиономии дается движение с кафедры на кафедру православным или лучше сказать синодальным епископам. О каких здесь канонах может быть речь?
<…>
Поэтому, братия, бегайте церковного общения с отступником Сергием и всеми приспешниками его, клевретами вроде епископа Серафима. Знайте, что вся красота, цвет Церкви Православной, подвижники, блаженные, юродивые и другие, ради Господа живущие, все в один голос против отступника Серия.
Не должно смущаться и тем, что митрополит Серий через своих сторонников из духовенства, ученых, профессоров и епископов успел прельстить на свою сторону большинство верующих. Вспомните первые месяцы обновленчества 1922 г. Ведь истина церковная не всегда является достоянием церковного большинства и даже правящего церковного аппарата, по словам ученого богослова, архиепископа Одесского Димитрия (Ковальницкаго).
Бывали в истории Церкви такие случаи, что два или три епископа, устоявшие в Истине, одерживали победу над заблуждением большинства.
Возле митрополита Сергия и его приспешников объединилась вся бывшая, как он сам, обновленческая шатия из духовенства, лицемерно покаявшиеся батюшки и все прочие полуживые, а главным образом, епископы, усвоившие сергиевский догмат больше не сидеть в тюрьме.
Эти епископы, вроде казанских старообрядцев и «аскетов» Афанасия и Варсонофия с пеной у рта защищают церковное единство митрополита Сергия, если же я буду лишен свободы, то, знай, моя возлюбленная паства, что виновником этого будет митрополит Сергий, Серафим и компания.
Не будем смущаться церковным разделением; это поистине доброе разделение. «Не думайте — говорит Господь Иисус Христос, отправляя своих апостолов на проповедь, — не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир… а меч» (Мф. 10, 34). Отделение от отступника имеет высокую свою задачу — оставаться верным святому Православию.
Возлюбим же братья Святую Церковь Христову, возлюбим святое Православие и постоим за величайшие духовные сокровища нашего христианского благочестия, за наше вечное во Христе спасение и будущую жизнь со Христом, ему от нас слава во веки. Аминь.
8 января 1929 года, г. Казань, Козья Слобода
Нектарий, Епископ Яранский.
Письмо пастве
Возлюбленные о Господь братия и сестры!
Ваше письмо получил, оно порадовало меня и принесло скорбь. Порадовало потому, что Вы провели праздник Господень в духовной радости, проявив мужество. И эта радость ваша достигла нашего сердца и усугубила нашу радость. Поскорбел потому, что у Вас начинаются разделения, появляются ослабевшие духом, безразличные в деле своего спасения, а последнее ведет к безбожию и к вечной погибели. Если Ваши епископы страдают, то это говорит, что близ Вас есть Царство Небесное.
Господь Иисус Христос говорит о духовной радости, которая входит в наши души, как награда за нашу твердость и мужество, в исповедании Его имени. А Он передал всю власть апостолам, которые передали ее епископам и дали им право вязать и решить. И никто не может лишить сего права и ваших епископов, разве только по суду. А за что их судить? Разве за верность Господу и Его св. Православной Церкви можно судить православного епископа и лишить его апостольского достоинства.
Ведь Ваши епископы как были православные, такими и остались, и ничем не изменились, разве только приобщились чаши страданий Христовых за истину Христову. Как о сем писал к колосянам и св. апостол Павел: «молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую и я в узах» (Кол. 4, 3). А кто хочет лишить вас молитвы о ваших епископах, хочет этим унизить Ваше христианское достоинство, посмяться над тайной Христовой, над Вашей верой и лишить Вас исповедничества. А к исповедничеству всегда зовет нас Христос, — и верно, последователи Христа не могут избежать этого исповедничества. И Вас зовут к исповедничеству ваши епископы своим примером. Кто последует сему зову, тот и будет Христов, а кто отстанет от исповедничества, тот станет на путь уступок безразличия в деле веры и скатится в пропасть безбожия.
Мы не можем встать на этот путь, и идти с ними мы не можем, ибо Бога больше боимся нежели людей. Люди могут дать нам временный покой, а Господь за наше безразличие может лишить нас и вечного блаженства.
Так и Двукратный собор 13 правилом строго карает тех, которые прекращают поминовение своих епископов: «…аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям зазрев своего епископа прежде соборного исследования и рассмотрения и совершенного осуждения его, дерзнет отступить от общения с ним и не будет возносить имя его в св. молитвах на литургиях по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению и да лишится всякия священническия чести. …аще же монахи или миряне, да отлучится вовсе от Церкви…»
Вот этим путем пошли сначала «живцы», потом первые обновленцы, а потом и вторые обновленцы — сергиане. Тоже и среди ваших нашлись таковые, которым безразлично как веровать, — горе таковым, ибо они стали легковеемы, как это бывает с мякиной, которая легко отвевается от пшеницы; сначала она плотно лежит с пшеничным зерном, пока не попадет на лопату веющего, тогда она везде разлетается, смешивается с грязью и никому она не нужна. Так и ныне мы, как на лопате веющего — полные зерна остаются на гумне, в Церкви Божией, а мякина далеко отвевается от гумна и там развевается ветром всяких искушений и соблазнов мира сего. Бойтесь стать легковеемыми в своей вере и благочестии, иначе можете далеко отвеяться от Православной Церкви и лишиться общения с Господом и с теми, которых Господь назвал блаженными за их страдания в гонениях, поношениях и злословиях за правду и за имя Его (Мф. 5, 10-11).
Так твердо и мужественно исповедуйте Господа и неповрежденно храните святую православную веру — не бойтесь, малое стадо, — так одобрял Господь Христос, так Он и теперь одобряет нас. Господь говорил: «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте», а св. апостол Павел писал своему ученику Тимофею: «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы».
Бодрствуйте, мужайтесь, крепитесь и благодать Божия да будет с Вами.
Бойтесь потворствовать тем, кто уже ослабел духом и готов прервать общение со своим епископом и прекращает возношение за литургией его имени, там нет благодати Божией, ибо нет Церкви без епископа, утверждайтесь сами в вере, утверждайте и присных о Господе, да благословить Вас Господь.
4/17 января 1934 года
Нектарий, Епископ Яранский.
Иное послание к пастве
Возлюбленные мои! Хочется Вам написать несколько строк для нашего общего назидания и утверждения в Православии. В Яранских краях несколько православных общин отошли от митрополита Сергия. Многие, как пастыри так и миряне, предполагали вскоре одержать победу над сергианством и, теперь, не видя успеха в своей стойкости и духовной борьбе, разочаровываются и начинают сомневаться в истинности и спасительности своего отхождения от митрополита Серия и единомысленного с ним епископства и духовенства. Да не смущается сердце ваше.
Наше отхождение от митрополита Серия имеет в своей основе не какой-либо мелочный каприз или что-либо оскорбительное для самолюбия, а направлено против преступной приспособляемости митрополита Серия и прочих иерархов к советской власти, против допущения самого грубого и бесцеремонного вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви Христовой работников ГПУ. Это вмешательство чуждых элементов, в назначении на кафедру епископов и в другие сферы церковной жизни, не может оправдано быть церковными канонами и святоотеческими правилами, тем более, что у нас Церковь отделена от государства.
Наша борьба с митрополитом Сергием, этим поборником большевицкого цезаропапизма, — борьба почтенная, и является борьбой за правду Божию Христову и за св. Церковь Православную, проданную за 30 сребреников безбожникам на поругание, разрушение и ликвидацию. Нам страшен тем Серий, что его поддерживают грубой силой. Не будь на стороне его правительственного органа ГПУ, то единомышленники его были бы посрамлены. Это подтвердили для меня допросы в ГПУ; народ отошел бы от него как изменника и предателя Христовой Церкви.
Но вся наша трагедия, что епископы — борцы против митрополита Серия, очутились под гепеушным сапогом. Так, Митрополит Петр Крутицкий и Кирилл Казанский заточены в далекой тундре, а Иосиф Петроградский — в заточении в среднеазиатских песках. Архиепископ Димитрий — в строжайшем изоляторе. Епископ Виктор где-то в северных краях. Ваш покорный слуга заточен на 10 лет в концлагерях, а Епископы Иерофей, Алексей и Максим расстреляны. Такая участь, т. е. продолжительный срок заточения в лагерях, ссылки и расстрелы постигли многих из духовенства и мирян, решившихся выступить против митрополита Серия и его клевретов.
Еще при самом своем разрыв с митрополитом Сергием 8 февраля 1928 г. я провидел, что наша борьба с сергианством, хотя и борьба за правду Христову, будет бессильной и почти безуспешной. Из истории Церкви Христовой видно — почти все борцы за правду Христову погибли в борьбе, только после смерти их торжествовало то дело Божие, за которое они боролись. Так будет и в нашей борьбе с сергианством.
Народ наш стал безразличен к церковным вопросам, и духовенство — это большей частью обрядоисполнители-жрецы, для которых лишь бы было чем кормиться, спокойно жить, а против нас, противников сергианства, не побрезгуют никакими силами, безнравственными мерами, как-то, допросами, ложными слухами, подпаиванием водкой горланов на приходских собраниях и прочее. Так, про меня Сергий напечатал: я якобы посвятил в попы двоеженца, чего я и во сне не видел (эта же ложь повторена митр. Мануилом Лемешевским — ред.).
Словом, наша борьба хотя и свята, но бессильна. Я лично не надеюсь на освобождение, а скорее всего погибну, сгнию в лагерях, утешаясь обетованиями Христовыми. Блаженны изгнани правды ради… Не легко страдать. Но другого выхода нет, выбора или разделения быть не может. Не колеблитесь возлюбленные, для вас жизнь — Христос, а смерть — приобретение. Что нам делать? Как нам быть? Вопрошаете меня, ревнители Православия, лишенные своих пастырей и не могущие из-за чуткости совести молиться в сергианских храмах.
Вполне понятны страдания ваших душ. Жить без церковной молитвы — это великое бедствие для верующих, а теперь ведь много городов и сел, где нет храмов, а если и есть, то обновленческие или сергианские. Объединяйтесь в мелкие группы и молитесь по домам, пойте церковные песнопения, читайте слово Божие, творите посильно милостыню, погребайте умерших без сергианских попов. Св. Тайны принимайте лишь от истинных пастырей, а таковых вы всегда найдете с помощью Божией.
Ныне, по словам Апокалипсиса, Церковь ушла в пустыню, т. е. скрылась в подполье, или такое положение, когда верующие вынуждены тайно, сокровенно собираться на церковную молитву. Так было и во время мученичества, и во время ересей в Греции и на Востоке, когда было гонение на сторонников Божественной истины.
Наше же время — время подготовки к антихристову царству. Сатана враг Божий, ополчился на Церковь Христову. Симоне, Симоне, вот сатана просил, чтобы Я сеял вас как пшеницу, — говорить Господь Иисус Христос своим ученикам, идя на крестную смерть.
Господь молился и о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, так и вы, братья, молитесь о себе и обо мне, чтобы не оскудела вера наша и не охладела верность наша и не погасло то религиозное чувство воодушевления, от чего горе вам будет тогда, как апокалипсическим галатам. Церковь изблюет нас, как негодную слюну из своих божественных уст, т. е. из спасительных недр своей Церкви, общества спасаемых, а что может быть горше этого. Бодрствуйте и молитесь, да не внидите в искушение…
Епископ Нектарий.