Из проповедей о. Анатолия Жураковского 1927-1928 годов

3 декабря 1937 г. был расстрелян в Карелии священник Анатолий Жураковский, возглавивший движение истинно-православных христиан в Киеве. Мы публикуем подборку из его проповедей, сказанных в первые два года после публикации Декларации митр. Сергия

9 октября 1927 года

Из проповеди на память апостола Иакова Алфеева

В наше тяжелое время перед нами две дороги: одна ведет к относительному благополучию и спокойствию, другая ведет к борьбе с миром, где ненавистна всякая правда и истина, где презираемо самое имя Христа, миром, полным злобы и лжи. Выбрав последний путь, нам нужно отказаться предварительно от всего и всех, от родства, привязанностей, дружбы, от прежней церкви, от священников в ней. Здесь, собравшись в церкви, мы чувствуем тепло, но стоит выйти нам из нее, как холод, страх охватывает нас от нашего одиночества, злобы и ненависти, со всех сторон надвигающихся на нас. Но если неученых, неопытных апостолов Господь Иисус Христос поддерживал, вразумлял, то и мы должны смело идти по дороге, где будет с нами Имя Господа Иисуса Христа, хотя за это нас ждут страдания и смерть.

8 октября 1927 года

«Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11–12). Следовательно, оно не есть плод измышления ума человеческого, а откровение Самого Бога Господа нашего Иисуса Христа. Слова эти были сказаны апостолом Павлом в очень тяжелое для Церкви время, в дни ее распада, когда перед апостолом Павлом встал вопрос: или остаться верным испытанному авторитету деятелей церковной жизни, имевшему за собой заслуги прежней своей деятельности и опыт многих лет, или же отречься от всех и всего и остаться верным лишь истине, возвещенной в Евангелии. Уйдя от иудеев, от своей прежней деятельности, из гонителя превратившись в ревностного апостола Христова, Павел и здесь не встречает среди учеников, апостолов и приверженцев Иисуса Христа сочувствия своему взгляду, что при крещении язычников совершенно лишним является обязательное требование исполнения предварительного обряда обрезания. Против него восстал в то время даже апостол Петр. Апостол Павел твердо решил остаться верным лишь истине евангельской.

В наше тяжелое время церковных распрей, которые, правда, бывали и раньше, применимы слова апостола Павла и пример его. Того, что происходит сейчас, в истории церковной жизни еще не было. Церковь лишена всякой свободы. Один Господь ведает, как тяжело было нам отказаться от послушания. Сколько душевных страданий, колебаний и молитв Богу было принесено нами прежде, чем стали мы на этот путь, на который вступили. Мы долго молчали и ждали. Предстоятели наши церковные, на обязанности которых лежало охранение верности и чистоты евангельской истины, грубо изменили. Вместо того, чтоб смело и высоко держать стяг – знамя истины евангельского учения, они позорно склонили это знамя перед человеческими измышлениями. Мы страшились, мы не хотели брать это бремя – сохранение чистоты евангельского учения – на свои недостойные рамена. Мы ждали и надеялись несколько месяцев, что он одумается, но теперь мы видим ясно, что ждать больше нельзя. Наша совесть и звание пастыря не позволяют нам долее молчать, иначе и мы будем этим искажать истину и правду евангельскую, применяя Евангелие к жизненным условиям и ставя человеческие измышления выше истины, возвещенной Самим Господом в Евангелии. Мы решили твердо, смело и громко сказать, что мы отказываемся от церкви, где предстоятели церковные не только отказались взять бремя на свои рамена, но искажают Его жизнь. (…)*

* Рукопись проповеди обрывается.

10 октября 1927 года

Апостол Павел говорит: «Довольно питаться молоком, пора перейти на твердую пищу» (ср. Евр. 5:13–14). Мы можем сегодня повторить те же слова. Довольно нам питаться духовным молоком в виде утешения и радости, получаемых нами от Церкви, а пора перейти на твердую пищу, которая есть путь скорбей, страданий, путь отречения, путь, на который нас призывает Сам Господь Иисус Христос, путь, по которому Он удостаивает идти не всех. Мы видим, что нашу святыню – Евангелие, написанное Самим Духом Святым, где все проникнуто Им, где ни одной буквы не может быть заменено, – представители теперешней Церкви считают возможным подразделять на более важную часть, не подлежащую никакому изменению, и менее важную, которую можно изменять. Это является уже хулой на Духа Святого, грех, который не простится ни в этой жизни, ни в той. Это уже ересь, с которой мы ничего общего не хотим иметь. Мы боремся за одну лишь святость и чистоту Евангелия. Наша малочисленная Церковь является Единой Апостольской, преемственной, притом гонимой Церковью, а прежняя – еретической, где жертва приносится не Христу, а антихристу. Меня страшит и мучит страх не за себя и за свою судьбу, а за вас, с которыми привык столько лет молиться и беседовать. Кто из вас найдет в себе силу пойти за нами, избрать и пройти до конца тот тернистый, скорбный путь, отречься, быть может, от единственной радости, оставшейся нам среди наших скорбей, когда мы уже все потеряли, отказаться и от радости принимать участие в служении церковном, вообще от всех радостей и утешений, что дает Церковь. Возможно, что не только этот храм, но и все закроются для тех, кто из вас пойдет за нами.

Не падайте духом, помните, что если и все закроются, то останется храм нашей души, где Господь может воздвигнуть Престол Свой. Оберегайте же и храните его. Пусть каждый только после серьезных и долгих размышлений решится на этот путь. Проверьте себя, чтобы потом не дойти до полного отчаяния. Иисус Христос ушел из храма, когда увидел, что творится там. О тяжелых временах были и раньше предсказания, но мы не ждали, что они так скоро наступят. Преподобный Серафим предсказал, что за преступления епископов отнимутся храмы у нас. Благодать Духа Святого отошла от храмов. Может быть, то, о чем нам не удалось вымолить в прежней Церкви, удастся вымолить в нашей Единой Апостольской Церкви. Я говорю о тех, кто в силах будет идти по этому пути, сохранить до конца верность правде и чистоте Евангелия. Не падайте духом и помните, что во время великих скорбей Бог посылает и великие радости. Он пошлет Своих пастырей, а пока вверим себя Его руководству, Единого нашего Пастыря, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

5 сентября 1928 года

<…> Если мы обратимся к истории христианства и повседневному опыту, то увидим то же, что и на Голгофе. Внешнее благочестие было на стороне врагов христианства. Как часто внешнее благочестие чуждо истинному духовному содержанию и далеко отстоит от истин веры. Если проследить страницы истории, то мы увидим, что настоящие враги не те, кто открыто враждовал с Ним, открыто восставал, но те, которые были в числе Его друзей, как будто преклонялись пред Его крестом, но в глубине сердца не могли узреть Распятого и поклониться Ему как Богу. Взирая на образ Христа Спасителя, одни проходили мимо, как будто не замечая, равнодушные, холодные, чужие Спасителю. Другие были исполнены ярости и гнева, но это не те, кого надо считать истинными врагами. Иногда эта ненависть бывает предварением обращения. Враги, путем преображения духовного, становились пламенными служителями Христа. Мы видим и таких, которые подходят к образу Христа и заносят руку, чтобы затуманить Его Лик человеческой неправдой, но меньшее преступление – открытая вражда, чем эта попытка изменить Его образ так, чтобы Он мирился с человеческой ложью, человеческой неправдой. Между образом Христа и человеческой неправдой лежит пропасть. И не открытые враги, а те, другие, пытаются заполнить эту пропасть, изменивши Лик Христа. На протяжении всей истории христианства мы видим попытки приспособить учение мира к христианству. Из всех видов вражды эта сокровенная, коварная наиболее отвратительна. Лучше открытая вражда, чем эта попытка изменить Его учение. Эта попытка обыкновенно облекается внешним покровом верности, отсюда и пропасть между внешним благочестием и внутренней правдой. Это большой соблазн для неверующих, которые не находят образа Христа в этой клевете. Вот на какие размышления наводит нас созерцание креста Христова и разбойника.

<…>

Во дни испытаний, искушений, сомнений – пусть образ распятого разбойника служит нам утешением, поддержкой и указанием пути. Ряды врагов Христа смыкаются, увеличиваются, становятся теснее. Всматриваясь, в эти ряды, мы видим в числе их тех, кого не могли бы и не хотели видеть. Мы видим не только открытых противников Христа, но тех, кто должны были быть Его служителями и нести Его знамя. Когда мы стоим такие одинокие, немощные, сомнение охватывает нас. Что делать нам, таким одиноким? Когда мы видим, что те, которые должны были бы вести нас, заблуждаются, – как же быть нам, таким темным, грешным, ничтожным, как надеяться только на свой голос совести? Здесь мы должны вспомнить пример разбойника. Он должен ободрить нас. Мы тоже безмерно грешные, опозоренные, как и разбойник. В глубине нашей души много преступлений, отступлений, зла, нечистоты. Но несмотря на всю нашу тьму, мы должны полагаться не на внешние авторитеты, а должны взирать на Самого Господа Иисуса Христа и всем авторитетам противопоставить голос веры в Него и исповедание Его святыни. Мы должны вглядываться в Его тайну, чтобы оказаться не с врагами Его, а с разбойником и обрести путь спасения, не отступить от Него, но быть Ним и исповедывать: «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем». Аминь.

Горе соблазнителям

<…> Наше время лукавое. Сам Иисус Христос сказал, что придут перед вторым пришествием лжехристы, лжеучители и, наконец, антихрист. Его предсказания уже начали сбываться. В Индии уже появился лжехристос, за которым идут тысячи. Мы должны знать истину, чтобы не соблазняться. Тем более, что антихрист явится не в образе обыденного человека, а оденется в ризы церковные и престол свой создаст не на площади где-нибудь, а в святом месте, где престол Господа Иисуса Христа. Одно время у меня были хорошие отношения с одним католическим священником. Мы с ним говорили много часов, казалось, так много общего в наших взглядах, что я готов был видеть в нем брата. Но вот, увлекшись, он стал говорить о папстве, сказав, что Евхаристия и папа – это одно и тоже. В Евхаристии мы принимаем тело и кровь Иисуса Христа, а в папе мы имеем говорящего Иисуса Христа. Я увидел, что нам с ним не по дороге. Мы расстались навсегда.

Итак, кому же нам верить, чтобы не соблазниться? Мы так привыкли к авторитету, что нам бывает, прежде всего, важно знать, кто идет за истиной, а не самая истина сама по себе. Апостол Павел говорит, что даже если ангелы будут говорить против истины, противное учению Иисуса Христа, то да будет им анафема. Согласно этим словам, даже если бы небеса открылись перед нами и предстали в сиянии, свете, блеске, и ангелы стали бы говорить противное учению Иисуса Христа, мы должны вспомнить слова апостола Павла, твердо быть уверенными, что перед нами не ангелы, а призраки, которым анафема. Последние десять лет, а может, и сотни лет наша Церковь тоже умышленно искажает образ Иисуса Христа. Все учение, вся земная жизнь Иисуса Христа были направлены на борьбу с миром, а служители Церкви, для собственного удобства, искажают, изменяют Его образ, чтобы Он был приемлем для мира, для жизни. Служители теперешней Церкви, видимо, забывают слова Иисуса Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Церковь создана Господом для спасения людей и будет спасена Самим Господом. Люди хотят сами спасать Церковь, и притом человеческими способами, идя для этого на уступки, компромиссы, двойственность, на подчинение злу, забывая при этом, что у Иисуса Христа, Которому мы должны подражать, не было двойственности – «да» и «нет» одновременно, а было лишь «да» и «аминь». Свойства Иисуса Христа – смирение и кротость – были Им проявлены по отношению к Отцу Небесному, а не тогда, когда Он видел зло. Современная Церковь забывает, что со злом Он никогда не мирился. Он и пришел, чтобы его уничтожить. В словах Иисуса Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, гробы повапленные, порождения ехидны», – не слышно кротости и смирения, а чувствуется сила, величие, гнев, так же как в словах сказанных Им об Ироде: «Пойдите и скажите этой лисице…» Не удивительно, что многие с очень чуткими душами, видя в настоящей Церкви ту же куплю и продажу, что имела место при Иисусе Христе, звон монет, раболепство, низкопоклонство, ложь, трусость, угодничество перед великими мира сего, маразм, который охватывал современную Церковь, соблазнились и отошли совсем от Церкви. Горе соблазнителям. На Страшном Суде они предстанут перед страшными обвинителями, теми, которых соблазнили. Господи Иисусе Христе, мы молим Тебя не об избавлении нас от страданий и скорби, а молим Тебя, чтобы Ты научил любить Тебя, чтобы мы поклонялись только Тебе, чтобы мы познали образ Твой истинный и были верны Ему, чтобы этот образ и истина, возвещенная Тобой в Евангелии, жила в нашем сердце, и чтобы это было печатью нашей на Страшном Суде против печати антихриста, и просвети, Господи, всех соблазнившихся и всех соблазнителей. Да будет Тебе слава и держава во веки.

Из книги Анатолий Жураковский. Мы спасаемся Его жизнью. Проповеди 1921–1930 гг. Статьи. Дух і літера, 2012.

Поделиться:

Метки: , ,

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.