Тест на понимание Псалтири: ответы
Cвятые отцы Афанасий Великий и Феодорит Кирский отвечают на вопросы нашего теста о Псалтири
Вопрос 1. Рога и копыта
Пс. 68:31 И угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти
Телец юн – это жертвенное животное с рогами и копытами.
Смысл: Богу угоднее молитва и благодарение, чем жертвоприношения.
Псалом 68 – это обращение Давида к Богу за помощью в условиях несправедливых гонений.
Св. Афанасий Великий предлагает понимать этот псалом как молитву, которую произносит Христос от лица всего человечества и в которой описаны Его смерть и бедствия иудеев после этого.
К пророческим стихам о Христе в этом псалме относятся:
Ст. 5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать. – о преследовании Христа фарисеми и иудейскими начальниками.
Ст.10 ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня; — об изгнании Христом торгующих из храма: Ин. 2:13-17.
Ст.22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом. – Христу на кресте поднесли желчь и уксус: Мф. 27:34, 48.
Кроме того, пишет Афанасий, Давид изображает введение евангельского жития и учение о поклонении духом и истиною, чем и заканчивается псалом :
Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя. Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении: и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти. Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Яко услыша убогия Господь и окованныя Своя не уничижи. Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем. Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо, и наследят и, и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем.
Вопрос 2. Молитва унывающего нищего
Пс. 101:2 Воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое
Воньже – в который. Здесь соединены в одно слово предлог в, местоимение оный или он и частица же.
Вот начало этого псалма : Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя.
У этого псалма есть заглавие (или «надписание»): Молитва нищего, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое.
Св. Феодорит Кирский считает, что нищий – это каждый из нас:
всякий человек, который борется с бедствием и испрашивает себе Божией помощи; потому что нищим Пророк называет имеющаго нужду в Божием о нем промышлении.
Св. Афанасий Великий: нищий – это все пророки Божие, которые печалятся о гибельной судьбе народа. Пророк «приступает ко Господу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен».
В псалме есть пророчество о том, что язычники будут призваны в Церковь Христову и о спасении человечества благодаря пришествию Христа:
И убоятся народы имени Господня и все цари земные – славы Твоей, ибо построит Господь Сион и явится во славе Своей. Он призрел на молитву смиренных и не пренебрёг молением их. ибо склонился Он с высоты святой Своей, Господь с небес на землю призрел, чтобы услышать стенания узников, освободить сыновей умерщвлённых, возвестить на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе, и цари – для служения Господу.
Вопрос 3. Праведность и коррупция
Пс.14:5 Сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинных не прият.
Праведник не занимается ростовщичеством и не берет взятки на суде. Лихва означает рост, проценты, а мзда это взяточничество.
Св. Афанасий Великий считает, что быть неподкупным – венец всякого добра:
[Псалом] учит, чем нам достигнуть того блаженного конца; и во-первых тем, если пойдем путем непорочным, который есть Христос; а потом, если будем делать правду; в-третьих, если сотворим сердце обителью истины; в-четвертых, если не приобретем себе лукавого языка; в-пятых, не сделаем зла ближнему; в-шестых, не осудим горделивого ближнего; в-седьмых, не будем иметь лицеприятия; в-восьмых, не нарушим верности в клятве; в-девятых, не будем брать лихвы; а в-десятых, что составляет венец всякого добра, будем неподкупны. Кто научился преспеянию в этом, тому будет постоянное даяние благ.
Вопрос 4. Непрестанная память о Боге
Пс. 24:15 Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои.
Выну по-церковнославянски всегда значит «всегда», без вариантов.
Св.Феодорит Кирский уточняет, что очи здесь означают очи ума, которые Пророк возводит к Господу всегда, зная, что Бог может освободить его от сетей врагов.
Вопрос 5. Человек предполагает, а Бог…
Пс.32:10 Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей…
Советы языков это планы народов.
Св. Афанасий Великий приводит пример, как Бог отметает мысли:
Ибо безуспешными соделал злоумышления всех иудеев, воскреснув в третий день.
Феодорит Кирский считает, что этот стих относится одновременно к победе евреев над ассирийцами в древности и к успешной проповеди Евангелия апостолами, несмотря на попытки язычников им помешать.
Вопрос 6. Изучение заповедей
Пс. 118:15 В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя.
Глумиться – значит рассуждать о заповедех, изучать их.
Это самый длинный псалом в книге – в нем 176 стихов.
Афанасий Великий:
В этом псалме пророк описывает жизнь святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе с тем и то, чем святые одерживают победу: Закон, словеса Божии, терпение, помощь свыше, и наконец, что последует за трудами, награды, венцы, воздаяния.
Просто рассуждать о заповедях недостаточно. Св. Афанасий великий комментирует:
Не ограничусь только словесным изучением, но постараюсь уразуметь, как исполнить их, потому что не слышатели оправданий Божиих, но творцы их — праведны пред Богом. Ибо в таком случае человек никогда не забудет их.
Вопрос 7. Отмена праздников
Пс. 73:8 Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и отставим вся праздники.
Южики это родственники.
Тема этого псалма – бедствия еврейского народа после того, как ассирийцы захватили Иерусалим и разрушили храм. Все очень плохо: везде враги, Бог оставил свой народ, земля опустошена, пророков больше нет. Язычники, разрушившие страну, решили вместе со своими близкими союзниками перестать соблюдать праздники Божии.
Сказала в сердце своём родня их вместе: «Придите, и прекратим все праздники Божии на земле».
Феодорит Кирский:
В великом между собою согласии устремившись на нас, имели они одну цель — разорить данный Тобою закон. Ибо под словом: праздники Пророк разумел житие согласное с законом. Отважились же на это, говорит он, не усматривая чудес, бывших при наших предках, и не будучи обличаемы пророчественною благодатию.
Вопрос 8. Солнце творение Создателя
Пс. 18:5 И Той, яко Жених исходяй от чертога Своего, возрадуется, яко Исполин тещи путь
Тещи – значит бежать.
Речь идет о солнце, которое как жених, выходит из брачного чертога и радостно пробегает свой путь по небу.
Этот псалом о славе Божией начинается так: Небеса проповедуют славу Божию, о творении рук Его возвещает небо.
Апостол Павел писал об этой проповеди природы, сотворенной Богом, в послании к римлянам (1:20):
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы.
Вопрос 9. Клевета врагов
Пс. 70:11 Бог оставил есть его, пожените и имите его яко несть избавляя.
В псалме эти слова говорят враги: Ибо сказали враги мои мне, и подстерегающие душу мою решили вместе, говоря: «Бог оставил его, преследуйте и cхватите его, ибо нет избавителя».
Св. Афанасий поясняет, что это неправда и клевета– такого быть не может, чтобы Бог не оставил:
Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающие душу мою. Когда нападут они на меня в той мысли, что оставлен я Тобою, а Ты поможешь мне, тогда обратятся они вспять со стыдом, нашедши, что напрасны клеветы, какие слагали они на душу мою. Какие же это клеветы, кроме следующей: Бог оставил есть его?
Вопрос 10. Причина клеветы
Пс 37:20 Воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню.
Враги же мои живут, и укрепились более меня, и умножил
ись ненавидящие меня неправедно. Воздающие мне злом за добро клеветали на меня, ибо я ко благу стремился.
Вопрос 11. Грешники связывают праведника
Пс. 118:61 Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых.
Ужя значит узы. Узы грешников cвязали меня, – и закона Твоего я не забыл
Афанасий великий спрашивает:
Какие же это были ужя? Не лукавые ли помыслы, которыми намеревались низринуть меня с предстояния по Богу?
А вот как объясняет Феодорит:
Козни или демонов, или людей, Пророк назвал ужами, поводом к сему образу речи взяв затягиваемый узел. Так сказал и Исаия: горе привлачающим грехи свои, яко ужем долгим (Ис.5:18). Когда сии ужя, говорит Пророк, крепко были на мне затянуты, не оставлял я памятования о Божием законе. Потом объясняет и причину памятования.
Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (В полночь я вставал прославлять Тебя за праведные суды Твои).
потому что не днем только, но и ночью, даже в самую полночь, когда наипаче великое наслаждение приносит людям сон, не преставал я песнословить Тебя, и восхвалять правдивыя Твои определения. Так и божественный Апостол, вместе с Силою, когда, после биения и бичевания, ноги их забиты были в кладе, с молитвою срастворяли песнопение, и пожали плод добраго бдения; потому что сподобились Божиих щедрот (Деян.16:24).
Вопрос 12. Враги не одолели народ Божий
Пс. 128:2 Множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя.
Много раз ополчались на меня с юности моей, – так да скажет Израиль ; много раз ополчались на меня с юности моей, – и вот, не одолели меня!
Это слова от лица народа Божьего. В Псалтири это, конечно, израильский народ. Афанасий толкует этот стих как гонения на народа Христов, который «преодолеет все это, оказываясь всегда победителем злоумышляющих. Говорит же это, потому что гонения были с начала проповеди».
Феодорит:
Юностию называет Пророк пребывание в Египте и освобождение оттуда, и песнословя Благодетеля, изчисляет Божии милости: потому что издревле и с самаго начала востало на меня много неприязненных, и покушались они подавить меня всякаго рода бедствиями, но, при Божией помощи, избежал я козней их. Вернее же приличествует это народу новому, который претерпел многия нападения врагов, но всех преодолел, и врагов соделал поклонниками.
Святой Сион, царь Давид и Богородица; Византия; IX в.
При составлении использованы публикации:
http://www.wco.ru/biblio/books/afanv2/main.htm
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/
http://www.rusbible.ru/