Николай Прозоров и Сергий Тихомиров
память 21 августа
Иосифлянские священники Николай и Сергий были осуждены и расстреляны по делу «Ленинградского филиала ИПЦ» в 1930 г. Вместе со священниками по этому делу обвинялись еще 42 человека во главе с епископом иосифлян Димитрием Любимовым.
Николай Прозоров стал священником в Пензе в 1919 году. До революции он бросил семинарию и пошел добровольцем на фронт в 1915 году. В 1927 году о. Николай приехал в Петроград, вскоре примкнул к иосифлянам и стал служить в церкви св.Александра Ошевенского на Пискаревке. Он стал ближайшим помощником и секратерем архиепископа Димитрия.
Сергий Тихомиров был поставлен священником в Петербурге в 1891 году. С 1928 года он служил в церкви Воскресения Христова (Спас-на-крови), главном центре иосифлян в Петрограде, и был одним из самых активных духовников иосифлянского движения и помощником еп. Димитрия. Духовным сыном о. Сергия был профессор Иван Андреевский.
- На допросах священники объясняли свою церковную позицию так:
Николай Прозоров:
От Сергия отошли 6 епископов за то, что митр. Иосиф был уволен с Ленинградской кафедры, за то, что митр. Сергий выпустил такую декларацию, которой выражал радости Соввласти за радости церкви и т. д., и за то, что митр. Сергий издал указ о поминовении властей.
Сергий Тихомиров:
Первым делом этой группы было намерение заставить митр. Сергия отказаться от взятого им курса церковной политики. Своим духовным главой мы избрали стойкого в православии митр. Иосифа, а т. к. он не по своей воле жил в гор. Устюжне, то главой был епископ Дмитрий.
Сергий Тихомиров:
Соввласть стремится уничтожить церковь, она гонит, разрушает и всячески искореняет религию, а я, как истинно православный, стою на защите православной церкви, и после того, как была выпущена декларация, я увидел, что для спасения истинного православия надо избрать путь такой, который бы противодействовал намерениям митр. Сергия подчинить церковь антихристовой безбожной власти, и я вместе с другими присоединился к группе духовенства, впоследствии названной «иосифлянами».
Митрополит Иосиф (Петровых), находившийся в ссылке в Устюжне Череповецкого округа, состоял в переписке с о. Николаем Прозоровым. В одном из писем, сохранившемся в материалах дела, он советует о.Николаю познакомиться с брошюрой «Беседа двух друзей» будущего мученика Михаила Новоселова:
Знакомы ли вы с «Беседой двух друзей» — это интересная вещь. Говорят, она была в Питере. Познакомлю вас со свежими событиями моего уединения. По счастливой случайности свидетельницей их оказалась мать Анастасия, которая дополнит, пояснит Вам многое, чего не уместить на страницах бумаги.
Эти строки в деле приведены как доказательство того, что послания м. Иосифа пастве были зашифрованы и передавались устно. Эта и другие брошюры против церковной политики Сергия Страгородского были объявлены контрреволюционной литературой, за распространение которой иосифлян судили:
По своей пастырской обязанности я говорил всем верующим, чтобы они вышедшие в свет воззвания и послания, направленные против декларации и распоряжения митр. Сергия, всячески размножали, переписывали и перепечатывали. Об этом я говорил и Лидии Николаевне ГЕРМАН, которая эти воззвания размножала через КОВЕРСКОГО на стеклографе. Эти воззвания были принесены ко мне на квартиру, и я таковые раздавал среди верующих и духовенства.
Сергий Тихомиров
У о. Сергий Тихомирова при обыски нашли также «Деяния Собора в Сремских Карловцах» представителей православного духовенства и мирян в эмиграции в Сербии, положившего начало созданию РПЦЗ. О. Сергий исповедал единодушие с Карловацким собором.
В вину петроградским иосифлянам ставили и то, что к ним присоединялись общины верующих со всей страны. Сергий Тихомиров на допросе объясняет свое участие в том, как это происходило:
Я по поручению епископа Дмитрия принимал для исповеди приезжающее с разных мест СССР духовенство. Откуда и кто приезжал и был на исповеди, я говорить не буду. Исповедь всегда происходила в церкви Воскресения на Крови и совершалась тайно. Цель такой исповеди была для того, чтобы удостовериться в искренности желания быть в общении с нами, как представителями истинного православия. После исповеди устно сообщалось епископу Дмитрию, что препятствий к общению с нами у исповедуемого нет, и он может быть принят в нашу группу.
По воспоминаниям Михаила Польского во время следствия в тюрьме отцы утром служили обедницу, вечером вечерню, под праздник — всенощную. Они сидели в ряд на табуретках, к ним подсаживались двое-трое мирян и слушали произносимую наизусть вполголоса всю службу. Заключенные делали вид, что этого не замечают. В канун Преображения о. Николай Прозоров прочитал по памяти всенощную и отдал своему сокамернику фотографию своих трех дочек 6, 4, и 2 лет со словами «Верю, что Господь не покинет этих сироток в страшном большевицком мире». 21 августа его и о. Сергия расстреляли.
ВЕЛИЧАЕМ ВАС, АПОСТОЛЫ, МУЧЕНИКИ, ПРОРОКИ, И ВСЕ СВЯТЫЕ, И ЧТИМ СВЯТУЮ ПАМЯТЬ ВАШУ, ВЫ БО МОЛИТЕ О НАС ХРИСТА БОГА НАШЕГО…