св. Василий Великий

память 1 / 14 января

Тропарь святителю Василию

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

basil

Святитель Василий Кесарийский (Василий Великий) – знаменитый христианский богослов, основоположник неоникейства. Василий родился в 329/330 г. в Кесарии Каппадокийской в большой состоятельной семье. Его отец, тоже святой Василий, был профессиональным ритором; мать, святая Эммелия, происходила из благородного каппадокийского рода. Братьями Василия были, в частности, Григорий епископ Нисский и Петр епископ Севастийский. Особенное влияние на развитие Василия, помимо родителей, оказала сестра Макрина и бабка, св. Макрина Старшая.

В Кесарии Василий посещал грамматическое училище, где впервые встретился с Григорием (Назианзином), впоследствии его ближайшим сподвижником по неоникейскому движению. После училища Василий поехал продолжать образование в Афинской Академии (350–351 гг.), где изучал главным образом риторику и софистику. После окончания Академии Василию и его другу Григорию было предложено остаться в ней в качестве преподавателей риторики. Василий уговорил Григория остаться, сам же, вероятно втайне, уехал из Афин (355 г.), после чего короткое время был учителем риторики в Кесарии (355–356 гг.).

Около 356 г. Василий был крещен и вскоре посвящен в чтецы епископом Дианием Кесарийским. Сопровождая Евстафия Севастийского, Василий предпринял путешествие по монашеским поселениям Сирии, Месопотамии, Палестины и Египта (весна–лето 356 г., лето–сень 357 г.), по причине проблем со здоровьем задержавшись в Александрии. После возвращения в Кесарию, Василий, вдохновленный идеалами монашества, уединился в своем фамильном поместье в Аннеси, в окрестностях Понта, на берегу реки Ирис.

27 сентября 359 г. был собран собор в Селевкии, на котором Василий присутствовал вместе с Василием Анкирским, Евстафием Севастийским и свт. Кириллом Иерусалимским. В первых числах января 360 г. собрался Константинопольский собор, отмеченный триумфом омиев. На этом соборе Василий имел дебаты с Аэцием и, возможно, с Евномием, что сподвигло его немного позднее к написанию трактата «Против Евномия». Константинопольский собор издал формулу, выражающую омийскую позицию; эту формулу подписал епископ Василия, Дианий Кесарийский, и Василий из-за этого порвал с ним отношения.

В 361 г. Василий и Григорий опять соединились в Аннеси. Они занимались аскетическим деланием и литературной деятельностью. Василий организовал общежительные монашеские братства; для них он написал свои «Кратко» и «Пространно изложенные правила». Братства представляли собой объединенные общим распорядком жизни мужские и женские общины, имеющие общее руководство. Основываясь на представлении об общественной природе человека, Василий рассматривал общежительные братства христиан, связанных обетами аскезы, как воплощение нормы христианской жизни.

В 362 г. умер, примирившись с Церковью, еп. Дианий Кесарийский, и Василий присутствовал на его похоронах. После смерти Диания епископом на Кесарийскую кафедру был избран из мирян Евсевий. Нуждаясь в опытном и влиятельном помощнике, Евсевий в 364 г. рукоположил Василия в пресвитеры. Вскоре между ними произошел разрыв и Василий удалился сначала к Григорию в Назианз, а затем на Понт.

Около 364 г. В. К. пишет первые три книги трактата «Против Евномия» с целью опровержения доктрины неоариан. В октябре 365 г. над Кесарией нависла угроза визита покровительствующего неоарианам императора Валента, и насаждения там арианства. Это заставило епископа Кесарии Евсевия обратиться к Василию; Василий вернулся в Кесарию. Во время голода, грозившего этому городу, он убедил состоятельных граждан делиться продовольствием и сам продал часть своего имущества, устроив для голодающих бесплатные столовые. После смерти Евсевия в 370 г. Василий был избран архиепископом Кесарии Каппадокийской. Умер Василий, по всей видимости, осенью 378 г., не дожив до триумфа неоникейства на II Вселенском соборе.

Важнейшими сочинениями В. К., помимо отмеченных, являются «О Святом Духе», «Беседы на Шестоднев», «Нравственные правила».

К началу 370-х гг. около Василия стала образовываться партия так называемых неоникейцев, желавшая восстановления статуса Никейского символа, но использовавшая современный времени богословский язык. Важнейшим вкладом Василия в раскрытие православного триадологического учения является то, что он способствовал совмещению языка «единосущия», заявленного в Никейском символе веры и развиваемого святителем Афанасием Александрийским, и языка «трех ипостасей» Троицы, каждой из Которых соответствует «ипостасная особенность», – заимствованного Василием у подобосущников. Кроме этого, Василий обновляет терминологический аппарат никейского богословия, введя понятие «тропоса (способа) существования»: Каждой ипостаси Святой Троицы соответствует свой способ существования. Еще одно важнейшее положение, введенное Василием и ставшее отличительным признаком неоникейского богословия, состоит в утверждении «горизонтального» способа общности Лиц Троицы, понимаемого наподобие общего для индивидов вида (для обозначения общности здесь говорится о «логосе сущности», или «бытия»), в то время как в докаппадокийском богословии нормативной была речь об общности Отца и Сына, исходящая из представления о рождении Сына Отцом, что подразумевает «вертикальное» понимание общности.

Литература:

Важнейшие переводы: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1-7. М., 1845–1849 (новый исправленный перевод МДА: Сергиев Посад, 1900–1902); Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Кападокийской. Творения: В 2 т. М., 2008-2009; Святой Василий Великий. Гомилии на Шестоднев / Пер. О. Нестеровой // Символ. № 36. 1996; Basile de Césarée. Contre Eunome / Introd., trad. et notes de B. Sesboüé, S. J., avec la collab. pour le texte et l’introd. critiques de G. M. de Durand, o. p., et L. Doutreleau, S. J. Paris: T. 1, 1982; Т. 2, 1983. (Sources chrétiennes 299, 305); Basile de Césarée. Sur le Saint­ Esprit / Ed. B. Pruche, Paris, 1968. (Sources chrétiennes 17bis.); Saint Basile. Lettres / Ed. Y. Courtonne. Paris: 1, 1957; 2, 1961; 3, 1966.

Исследования: Бирюков Д. С. Тема описания человека через “схождение особенностей” у свт. Василия Кесарийского и ее церковно-исторический и историко-философский контекст // Богословские труды. 42, 2009; Шуфрин А. М. Развитие понятия “ипостась” у св. Василия Великого // Проблемы теологии. Вып. 3. Ч. 2 / ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, 2006. [Пер. Д. И. Макарова по изд.: Choufrine A. The Development of St. Basils Idea ofHypostasis” // Studi sullOriente Cristiano. 7:2, 2003]

Drecoll V. Die Entwicklung der Trinitätslehre des Basilius von Cäsarea. Göttingen, 1996; Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic / Ed. P. Fedwick. Toronto, 1981; Rousseau Ph. Basil of Caesarea. Berkeley, 1994.

Святой Василий Великий относится к числу тех святых, которые по преимуществу являются столпами Церкви Христовой. Через тысячу лет после него, в XIV веке (а сам св. Василий жил в IV веке) св. Николай Кавасила в одном письме разъясняет различия между святыми, которые стали бесстрастными, потому что избавились от греховных страстей, и теми святыми, которые достигли совершенства обожения уже при жизни. В числе последних он называет Василия Великого. Как пишет в этом письме св. Николай Кавасила, Василий Великий объяснял своему ученику Амфилохию Иконийскому, тоже святому, различные правила и церковные уставы. Это было нужно именно потому, что св. Амфилохий не был совершенным, хотя тоже был святым, а св. Василий Великий — был совершенным.

Это означает, что все догматические писания Василия Великого, все, что он писал о православной вере — это совершенно непогрешительно. Любые его высказывания о вере — это голос соборной Церкви. Это не означает, что в каких-либо естественных науках или даже в каких-нибудь церковных делах он должен быть во всем непогрешителен. Более того, мы знаем, что в церковных делах ему случалось и ошибаться, хотя он и исправлялся. Но тем не менее, именно в богословии, в том, что непосредственно относится ко спасению, св. Василий является образцом для всех святых отцов, которые были при нем и после него.

И действительно, почти в каждой области христианской жизни он совершил нечто великое. В то время еще только нарождалось монашество. Оно не было общеизвестным церковным институтом, а нарождалось в разных формах. И св. Василий Великий сам начал жить монашеской жизнью и изложил ее правила и уставы, которыми потом монахи пользовались много лет, и пользуются до сих пор. И даже не монахам полезно читать его аскетические наставления и уставы, потому что они выражают самую суть христианской жизни.

Св. Василий Великий никогда не употреблял применительно к своим общинам слово «монах». Не только понятия такого не было, но даже самого слова. Потому что он считал, что у него речь идет не о каком-то новом и специальном роде жизни — но просто разъясняется, что такое последовательная христианская жизнь. Иногда им употреблялось выражение «совершенные христиане». «Совершенные» — в смысле «последовательные», которые исполняют все, что заповедано и что рекомендовано Господом, и не от чего не уклоняются. Что полнота христианской жизни — это и есть монашество, таково учение св. Василия Великого.

Главные его богословские труды были посвящены догмату о Троичности Бога, потому что тогда были еретики ариане, которые именно на это нападали. Но кроме того, он сделал очень многое в строительстве церковной жизни. Большинство епископов того времени были (как всегда бывает с большинством епископов) людьми, сами не знавшими, во что они верят. И они носились ветром туда-сюда, и в основном примыкали к партии сильнейшего. А партией сильнейшего в то время, когда жил Василий Великий, почти постоянно были еретики-ариане. Именно их, а не православных, поддерживали тогдашние императоры. Трудно было быть в меньшинстве. Но тем не менее, св. Василий очень последовательно держался православия.

Последовательность была не только в том, что он не отступал мысленно в арианские догматы, а всегда держал в своих мыслях православие. Таких епископов было довольно много, хотя все равно меньшинство. Его последовательность была в том, что он не имел ни евхаристического, ни молитвенного общения с теми епископами, которые не держались православия. Или с теми епископами, у которых в голове было православие, но они сослужили и молились с неправославными.

Св. Василий Великий знал одного епископа, который тогда был для всех эталоном православия — св. Афанасия Великого, епископа Александрийского. Он сам имел общение с Афанасием, смотрел, как поступает Афанасий Александрийский, и больше не хотел смотреть ни на кого. Поэтому получалось, что с большинством своих епископов-современников, даже если у них не было в голове арианской ереси, он в общении не состоял.

Источник

Поделиться:

Метки: ,

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *