Феофан Ишков и Владимир Бартоломей

память 24 апреля

Феофан Ишков
Николо-Александровский храм. Вышний Волочек.

Два священника иеромонах Феофан (Ишков Федор Филиппович) и Владимир Владимирович Бартоломей были расстреляны по делу ИПЦ Московской области 24 апреля 1931 года. Похоронены на Ваганьковском кладбище.

Феофан Ишков был пострижен в монахи до революции в Никольском монастыре Курской губернии; с 1915 года служил настоятелем Николо-Александровской церкви в Вышнем Волочке Тверской области. В январе 1928 приход перешел к иосифлянам. К Феофану Ишкову несколько раз приезжал прот. Александр Левковский и Михаил Новоселов (работавший ранее директором гимназии в Вышнем Волочке), который привозил иосифлянскую литературу.

Владимир Бартоломей происходил из дворянской семьи, окончил два курса Университета в Петербурге, был рукоположен во иереи епископом Димитрием Гдовским (Любимовым) в 1929 году; был одним из руководителей иосифлян в Твери вместе с протоиерем Александром Левковским. При аресте у него были изъяты иосифлянская брошюра «Беседа двух друзей», листовка «Голос верующего», письмо митр. Кирилла (Смирнова) из ссылки. Владимир Бартоломей также ездил в Ленинград к архиеп. Димитрию за советом о церковных делах. Из протокола допроса:

Во время моей второй поездки в Ленинград к архиеп. Димитрию Гдовскому в июле 1930 года я спросил его, как быть с патентами, введенными Соввластью на продажу свечей и просфор в церквах? Владыко сказал, что нужно внушать церковному совету, что от патентов отказываться не следует, но одновременно доводить до сознания верующих, что это мероприятие власти противно духу православия, т. к. приравнивает церковь к лавочке. Этот разговор я передал Анисимову, а последний беседовал на эту тему с церковным советом.

Истинно-православные верующие Московской и Тверской области были арестованы в конце 1930 года, содержались в Бутырской тюрьме в Москве и осуждены в феврале 1931. Всего по этому делу обвинялись 63 человека (17 священников, 23 монашествующих, 23 мирянина). Часть из них были расстреляны сразу (о них мы писали здесь), другие позднее, кто-то получил сроки в лагерях.

Владимир Бартоломей был осужден как ближайший помощник священника Левковского, руководителя «Тверского филиала ИПЦ». Его обвиняли также в том, что он «в своих проповедях призывает сделаться воинами царства Христова и умереть для блага родины». В материалах дела сохранился фрагмент проповеди о.Владимира Бартоломея:

Всякий, теперь страдающий от большевиков, страдает гонимый от безбожной власти, поднявшей гонение на Церковь, предавшей отечество врагам, разорившей народ, покрытой преступлениями убийств и расстрелов ни в чем неповинных граждан… не славна ли смерть мучеников, которые нашли себе могилу под мечами палачей?.. И смерть расстрелянных большевиками, если они не воры, не грабители и не убийцы, а так называемые контрреволюционеры — есть не позор, а суд, тюрьма и издевательства, от большевиков принятые, — есть слава и честь.

Надо стать выше обычных представлений о самой обстановке смерти и погребении и при вере в бессмертие возблагодарить Бога, что Он удостоит нас страдать за Его имя… Сделаться воинами царства Христова и умереть за Него для блага Церкви и родины.

Поделиться:
Метки: ,

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.