Иеромонах Тихон Зорин

память 31 января

zorinPhoto

Тихон Зорин (в миру Василий Никандрович) был пострижен в монахи в Тихвине в 1920 году и после закрытия монастыря служил диаконом  в Софийском соборе Новгорода, где в то время служил также митрополит Иосиф (Петровых). С началом иосифлянского движения он отделился от митрополита Сергия (Страгородского) и был рукоположен в священники епископом Димитрием (Любимовым).  Был насельником Александро-Невской Лавры до ее закрытия.

Арестован в 1930 году как «участник иосифлянских приходских советов» и приговорен к 3 годам лагеря в Коми. После освобождения вернулся в Новгород, нелегально приезжал в Ленинград, служил тайно в единственной открытой иосифлянской Троицкой церкви в Лесном.

В 1937 году создал тайную общину в Коломягах в северном дачном пригороде Ленинграда, затем освятил тайную церковь на чердаке дома верующего Анатолия Чистякова (Парголовский пер., 20). В общине было более 30 бывших прихожан Троицкой церкви в Лесном. Вскоре, опасаясь репрессий, перешел на нелегальное положение, проживал на квартирах у своих духовных дочерей, поддерживал общение с христианами в Коломягах, на станциях Володарская, Пелла, в центре города. Совершал тайные богослужения в квартире у М.В.Чихачевой (Лиговский пр., 19).

С началом войны жил у Феодосии Рудневой на станции Володарка, где с приходом немцев открыл церковь св. Андрея Критскогов в привокзальной часовне. Затем жил в доме сестер Харламовых в д. Ожогино, открыл церковь святых Апостолов Петра и Павла в д. Клопицы Волосовского района, устроил храм в одном из пустых домов в д. Дятлицы Ломоносовского района, служил в Ириновской церкви села Волгово. Продолжал поминать за богослужением митрополитов Петра (Полянского) и Иосифа (Петровых) и не имел общения с Московской Патриархией. В 1943 был вывезен немцами в Латвию.

В 1948 тайно вернулся в Ленинград, проживал нелегально в квартире сестер Савельевых, Перовская ул., д. 4/2, служил тайно в их домовой церкви с участием 20-40 верующих, а также в трех домовых церквях в квартирах духовных дочерей (окормлял около 40 человек в городе и пригородах, около 25 в области и 15 в Новгородской области). Верующие-иосифляне тогда жили в пос. Коломяги, Ушаки, Мариенбурге, Стрельне, на станции Володарская, в с.Старая Ладога, в д. Викулово. Общины были в пос. Окуловка и Парахино. В 40-50-х годах иеромонах Тихон считался руководителем иосифлян Ленинградской области.

В 1951 году арестован на Московском вокзале, когда собирался ехать в Ушаки, как «организатор и руководитель антисоветской церковно-монархической организации ИПЦ», обвинен в том что объединил истинно-православных верующих и организовал домовые церкви. На допросах он старался скрывать свои связи и не называть никого из тайных священников, отвергал обвинения в сотрудничестве с немцами. Следствие выясняло, почему Тихон не признает патриарха Алексия, почему служит по квартирам и не хочет служить в открытых храмах. Приговорен к 25 годам лагеря и отправлен в Особый лагерь № 7 в Иркутскую область. В 1956 с началом хрущевской «оттепели» освобожден из лагеря. Проживал тайно у своих духовных дочерей, проводил тайные богослужения в домовых церквях, в том числе в комнате К.П.Савельевой на канале Грибоедова.

В начале 1960-х снова арестован, через три дня освобожден с обязательством, что не будет продолжать тайную пастырскую деятельность. Поселился тайно у духовной дочери Ксении Савельевой в Ленинграде, с 1964 — в собственном домике на станции Окуловка Новгородской области, служил в устроенной там маленькой катакомбной церкви, где умещалось не больше четырех молящихся. Поначалу ездил в Питер, но власти продолжали давить, подсылать провокаторов. Он принимал тайные исповеди, и у него числились сотни прихожан, которые все по именам были записаны в толстой тетради.

31 января 1976 — скончался.

Воспоминания об отце Тихоне сохранились в рассказах Веры Сазоновой и других верующих.

Поделиться:

Метки: , ,

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.