Святая княгиня Елисавета Федоровна

память 5 / 18 июля

тропарь св. преподомученице Елисавете

Кротость и смирение и любовь вселивши в душу свою,  усердно послужила еси страждущим, страстотерпице святая княгине Елисавето, таже с верою претерпела еси страдания и смерть за Христа, с мученицею Варварою. С неюже моли о всех с любовию почитающих вас.

Елисавета Федоровна

 

Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке в Москве обязана своим возникновением подвигу Великой княгини Елисаветы Федоровны (род. 20 октября 1864 г.), урожденной Великой герцогини Гессен-Дармштадтской, вышедшей замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Александра III. Уже во время русско-японской войны (1904) Елисавета Федоровна активно помогала фронту. После убийства мужа революционером-террористом 5 февраля 1905 года Елисавета Федоровна приняла решение посвятить свою жизнь Богу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Купив на личные средства на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и садом, княгиня учредила там обитель, посвятив ее памяти святых сестер Марфы и Марии, отстроила два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больницу, аптеку, детский приют и школу. Вне стен обители была устроена больница для женщин, больных туберкулезом.

Марфо-Мариинская обитель открылась 10 февраля 1909 г., и 9 апреля 1910 г. епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) посвятил насельниц в особое звание «крестовых сестер любви и милосердия». В отличие от традиционных монахинь они носили белые облачения. На следующий день митрополит Московский и Коломенский Владимир (будущий новосвященномученик) возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Федоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир …но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

С начала Первой мировой войны обитель всеми силами помогала фронту. Под руководством настоятельницы формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. После отречения императора Николая II Елисавета Федоровна одной из первых поняла, в какую пропасть летит Россия.

«Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят, — писала она в одном из дневников того времени. — Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы должны устремить свои мысли к Небесному Царствию и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя»».

Настоятельницу Марфо-Мариинской обители арестовали в Светлый вторник после Пасхи 1918 года, когда в Покровском храме служил молебен Святейший Патриарх Тихон. В алапаевскую ссылку с ней вместе большевики позволили поехать двум сестрам обители — Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой (впрочем, обеих сестер большевики отпустили, но Варвара осталась с настоятельницей по своей воле). В ночь на 5(18) июля 1918 года в районе деревни Синячиха Великую княгиню Елисавету Федоровну с другими узниками красноармейцы забили прикладами и сбросили тела в шахту. Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург. Тела мучеников извлекли из шахты и после отступления Белой армии, в 1920 году, доставили в Иерусалим. В настоящее время мощи преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары покоятся в храме св. равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы. А Марфо-Мариинская обитель в Москве, освященная еще и мученичеством своей основательницы, постепенно угасая, просуществовала до 1926 г., а затем была осквернена и в течение всего большевистского периода использовалась в утилитарных целях. Два года в ней еще действовала поликлиника, медицинские сестры которой трудились под руководством княжны Голицыной. Затем арестовали и ее. Часть насельниц была выслана в Туркестан, а часть создали небольшое огородное хозяйство в Тверской области. В соборном храме обители большевики учредили кинотеатр, а после его ликвидации — контору санпросвета. В храме свв. Марфы и Марии была организована советская амбулатория им. профессора Ф. Рейна, а напротив было установлено изваяние Сталина.

Источник

Поделиться:

Метки: ,

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.