Преподобный Максим Исповедник
Память 13/26 августа
Тропарь св.Максиму
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Максиме премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Жизнь. Существует две версии жизни Максима. Согласно традиционному Житию, Максим родился в знатной семье в Константинополе, получил прекрасное светское образование, в том числе философское, был замечен императором Ираклием, и еще совсем молодым человеком стал его секретарем, однако вскоре решил посвятить себя целиком подвижнической жизни и ушел в монастырь (ок. 613–614 гг.). Он подвизался в Хрисополе, недалеко от столицы около десяти лет. Здесь, ок. 618 г., он встретился с монахом Анастасием, который стал его учеником и уже с ним не расставался.
Затем Максим переехал в монастырь св. Георгия в Кизике, на берегу Мраморного моря. Здесь он познакомился с Иоанном, архиеп. Кизическим, по просьбе которого потом, уже в Африке, написал знаменитые Трудности к Иоанну, где истолковывал трудные места из Григория Богослова. Но еще до этого, когда он находился в Кизике, Максим написал свои первые сочинения, принесшие ему славу и имя выдающегося церковного писателя. Это были Слово о подвижнической жизни, Главы о любви, Вопросы и недоумения, знаменитое письмо 2 к кубикуларию Иоанну О любви и ряд других сочинений. Однако вскоре, где-то в 626 г., из-за нашествия персов и авар ему пришлось покинуть монастырь, и, пробыв некоторое время на Крите и на Кипре, он оказался в Северной Африке, в Карфагене, где встретился с будущим патр. Иерусалима Софронием. Максим признал его своим духовным отцом и подвизался в монастыре близ Карфагена, где его и застало известие о появившейся в империи новой ереси – моноэнергизма, лидером полемики против которого вместе с Софронием Иерусалимским он вскоре встал.
По другой версии, которая восходит к сирийским монофелитским источникам, недавно опубликованным, юность Максима проходила в Палестине, происхождения он был низкого, а обучение проходил в одном из монастырей Палестины. Ряд ученых считают, что в Константинополь Максим попал уже позднее, после завоевания Иерусалима персами в 614 г. Некоторые же вообще ставят под сомнение его пребывание в Константинополе и при дворе, считая, что формирование Максима протекало главным образом в Лавре св. Саввы в Палестине, а затем в Александрии, где он имел возможность учиться философии в одном из главных центров философской мысли в империи. Но и по этой версии Максим в конечном счете оказался в Северной Африке, в Карфагене. Именно здесь были созданы наиболее выдающиеся богословские сочинения – Трудности к Иоанну, Толкование на молитву Господню, Мистагогия, Вопросоответы к Фалассию и многие другие. Максим находился в переписке с монахами и мирянами по всей империи, многие, в том числе весьма знатные люди, − префекты Карфагена Георгий, а затем Григорий, экзарх Северной Африки иллюстрий Петр, видные монахи, пользовались его советом и наставлением. Его письма к ним сохранились.
В 633–634 гг. Максим вступил в полемику против новой ереси после заключения моноэнергистской унии (633) в Египте и Ливии между халкидонитами в лице Кира, папы Александрии, и монофозитами-феодосианами. Уния содержала статью об одном «Богомужеском действии» во Христе, искажавшую букву и (как считали Софроний и Максим) смысл соответствующего выражения Пс.-Дионисия. Под давлением Софрония Иерусалимского Уния в том же году была заменена патриаршим Псифосом, который ради церковного мира запрещал говорить как о двух, так и об одном действии во Христе. Максим, как и Софроний, этот указ соблюдали, вместе с тем отстаивая православное учение о природных действиях во Христе (М. в этот период пишет Трудности к Фоме и письмо 19, к Пирру). В 638 г. имп. Ираклием был издан царский Экфесис, с которого берет начало новая ересь монофелитства – об одной воле во Христе. Максим вступает в полемику с ней в 640 г. и становится лидером в борьбе с монофелитством (в 640–649 гг. он пишет Богословско-полемические сочинения, где утверждает православное учение о двух природных волях Христа). В 645 г. в Карфагене был устроен диспут Максима с экс-патриархом Пирром, одним из лидеров монофелитов. В результате этого диспута Пирр признал себя побежденным и принес (как потом выяснилось лицемерное) покаяние в Риме папе Феодору. Следующий папа, Мартин, вдохновленный Максимом и его сподвижниками собрал в 649 г. в Риме Латеранский собор, осудивший ересь монофелитства (Экфесис) и изданный недавно имп. Константом Типос, воспрещавший споры об одной или двух волях во Христе. Вскоре папа Мартин и Максим были схвачены и отправлены в ссылку. Максим и его ученики (два Анастасия) перенесли несколько ссылок и в конечном счете после того, как были осуждены на монофелитском соборе 662 г. были подвергнуты жестоким мучениям (Максиму вырвали язык и отрубили правую руку), были обвинены в ереси несторианства и отправлены в ссылку на Кавказ, где и скончались. На VI Вселенском соборе 681 г. диофелитство победило, но отцы Собора не решились прославить Максима, боясь скомпрометировать себя самих, не сопротивлявшихся ереси; святым в господствующей Церкви Максим был признан лишь VIII в.
Учение. Максиму принадлежит уникальное место в истории христианской мысли Византии – создателя всеобъемлющей системы православного богословия, изложенного по-философски, с использованием понятий и концепций философских школ поздней античности, особенно неоплатонизма. Эта «система», впрочем, изложена несистематически, а в связи с конкретными потребностями богословско-философской полемики его времени.
Наиболее важным для Максима была полемика с оригенизмом (он поднял ее на более высокий, философский уровень по сравнению с осуждением оригенизма в VI в. при имп. Юстиниане) и его противоположностью крайним антиоригенизмом, распространившимся в его время. Последний выражался в принижении роли созерцания и очищения ума в духовной жизни, в пренебрежении духом Писания (буквализм) и в ошибочных установках в аскетической жизни, в которой весь акцент делался на телесной аскезе и борьбе с плотскими страстями. В аскетических и экзегетических трудах Максим противостоял и крайнему спиритуализму оригенистов, и указанным тенденциям их радикальных противников.
Его «система» в целом охватывает учение о подвижнической жизни, учение о созерцании (творения и Писания), догматическое учение и мистическое учение Православной Церкви (включающее как толкование богослужения, так и учение о мистическом единении с Богом; они толкуются друг через друга). В своем «синтезе» Максим органично включил и переработал богословие апологетов, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Оригена, Каппадокийцев, Евагрия, Немесия Эмесского. Кирилла Александрийского, Пс.-Дионисия и авторов Леонтьевского корпуса. Часть схолий Ареопагитского корпуса, возможно, тоже принадлежит Максиму.
В полемике с моноэнергизмом Максим развил учение о двух родах Богомужеского действия (энергии) – в чудотворении и страдании, а в полемике с монофелитством дал новое толкование Гефсиманского моления Христа, в котором подчеркнул роль разумной человеческой воли в принятии Креста и деле нашего спасения. Вместе с тем, Максим разрабатывает учение о сущностном усвоении человеческой воли Логосом воплощенным и относительном (по состраданию) усвоении Им нашего противления Божией воле в Гефсимании. В ходе этой полемики Максим развил и учение о волевом акте, различив его характер у необоженного человека, с одной стороны, и у Христа и обоженного человека – с другой. В последнем случае, гномическая, выбирающая воля отсутствует или никак не проявляется – учение об единой энергии Бога и святых. Выводы полемики Максима с монофелитами были усвоены и воспроизведены Иоанном Дамаскиным, однако философские аспекты учения Максима, в частности, его учение об обожении, о Божественных логосах и созерцании долгое время (до ΧΙ–ΧΙΙ вв.) не были востребованы, а некоторые получили признание только в ХХ в. Во время паламитских споров, разные стороны в этой полемике по-разному толковали наследие Максима. В православную традицию вошло его толкование паламитами.