игумен Сергий (Мытиков Семен Филиппович )

память 30 ноября (+1945)

mytikov

Скончался в 73 года во внутренней тюрьме УМГБ, Кировская область после продолжительных допросов и очных ставок в сентябре-октябре 1945 года в г.Киров. С о.Сергием по делу проходили еще 35 человек. Все были признаны виновными в принадлежности к ИПЦ.

Игумен Сергий Мытиков вместе с монахиней Екатериной Головановой были признаны создателями и руководителями нелегальных церквей, а Мытиков еще в том, что имел тайную церковь в своем собственном доме.

Из обвинительного заключения: 

Во исполнение принятых в Соловках решений о создании для борьбы с советской властью «тайных церквей» они стали подбирать и назначать тайных священников, которых использовали как организаторов антисоветского подполья вокруг «тайных церквей». ТРЕЗВИНСКИМ и ЧЕРСТВОВЫМ нелегальными священниками были назначены: ИГНАТЬЕВ Никита, ТРУСОВ Василий, ПРОТАСОВ Иван, ЯНДУЛЕЦКИЙ Семен, РУЧИН Иван, ВАСЕНЕВ Лукиан и другие. Лица, посвященные в священники-нелегалы по руководству тайными церквями, предварительно проходили специальную подготовку. Причем обучение церковной службе проводилось одновременно с дачей установок по антисоветской работе.

Для осуществления поставленных задач участники организации действовали следующим образом:

В глухих населенных пунктах и лесах организовывались «тайные церкви», вокруг которых и создавались антисоветские группы, участники этих групп обрабатывались на нелегальных молениях, а также инструктировались на проведение антисоветской работы среди населения.

Активом организации проводилась широкая вербовочная работа и привлечение верующих к антисоветской деятельности. При этом, как правило, использовались религиозные чувства верующих, и им внедрялось, что советская власть не угодна богу и все, связанное с ней, является грехом.

Среди верующих распространялись антисоветские документы, как то: «Видение Иоанна Кронштадтского», антисоветские воззвания епископа ТРЕЗВИНСКОГО и антисоветские церковные песни.

<…>

Между руководителями антисоветской организации и священниками-нелегалами постоянно существовала связь. Осуществлялась она через специальных связных, находившихся при руководителях тайных церквей. Эти связные сопровождали попов-нелегалов из одного места в другое и передавали от одного лица другому указания по антисоветской деятельности подполья. Роль таких связников выполняли обвиняемые: КОСОЛАПОВА Евдокия, ВЕРШИНИНА Матрена, ПОРОХИНА Александра, СЕЛИВАНОВА Александра.

Из исторического обзора И.И. Осиповой:

23 и 31 августа 1945 года в Кикнурском, Корляковском, Санчурском, Тужинском, Шарангском и Яранском районах Марийской области как «участники антисоветского подполья» было арестовано 35 человек, находящихся в основном на нелегальном положении, среди них игумен Сергий (Мытиков), названный его руководителем, диакон Иван Бурицкий и шесть монахинь. Игумен Мироносицкой пустыни Сергий, после ее закрытия, поселился в Йошкар-Оле и с 1926 года служил священником во Входо-Иерусалимской церкви. После опубликования Декларации не принял ее и с 1928 года отказался служить в храмах, подчинявшихся митрополиту Сергию, причем, позднее признал, что «в этом отношении на меня повлиял бывший настоятель монастыря» Варсонофий (Никитин). С 1928 года он проживал в окрестностях города и служил по квартирам верующих. Трижды арестовывался, но за недоказанностью обвинений был освобожден. В начале 1930-х годов тесно общался с архимандритом Серафимом (Черствовым), прошедшим Соловецкий лагерь особого назначения и после освобождения отправленным в ссылку в Йошкар-Олу, а также с опозиционными митрополиту Сергию священниками Никитой Игнатьевым, Лукианом Васеневым, Александром Тумбасовым и диаконом Афанасием Касьяновым,.

В 1932 году игумен Сергий поселился в небольшом домике в Йошкар-Оле, устроил в бане домашнюю церковь, совершал там тайные богослужения, принимал и исповедовал верующих, исполнял требы, передавал нуждающимся Святые дары и Святую воду. Религиозные требы от верующих в письменном виде ему привозили собиравшие их монахини бывшего Знаменского монастыря Мария Березина и Евдокия Хорикова из Яранска, которые до 1937 года поддерживали связь с владыкой Нектарием (Трезвинским), ездили к нему в места его заключения и привозили от него «воззвания к церковникам с призывами к объединению и борьбе с Советской властью». В 1941 году игумен Сергий посетил тайную церковь в лесу иерея Симеона Яндулецкого, пробыл там несколько дней, участвуя в богослужениях в присутствии десяти верующих. В 1943 году он постриг в монахини двух женщин с именами Евфрасия и Маргарита. В 1944 году игумена Сергия посетил иерей Лукиан Васенев, он возвращался из Яранского района, где совершил тайные богослужения. Дважды к нему приезжал иерей Афанасий Касьянов, с ним он познакомился в лесной тайной церкви у иерея Симеона, в 1943 и зимой 1945 года. Тогда же его посетил монах Кирилл (Грицко), живший после закрытия монастыря в деревне Селиваново и собиравший по домам верующих для чтения и обсуждения Евангелия.

На следствии игумен Сергий утверждал, что митрополит Сергий «нарушил церковные законы», что он «признал безбожную Советскую власть», и подтвердил: «Как твердый приверженец тихоновского церковного течения я тоже не признаю Советскую власть». Не отрицал он на следствии, что совершал в своем доме тайные богослужения, он «по существу — устроил тайный молельный дом». Игуменом Сергием были названы на допросе еще несколько тайных священников, оппозиционных митрополиту Сергию, находившихся на нелегальном положении и совершавших богослужения по домам верующих либо в лесных церквях: иерей Иоанн, прозванный Воскресенским, иеромонахи Иосиф (Елкин) и Никифор (Редькин). 16 октября 1945 года арестованным было предъявлено «Обвинительное заключение» со стандартными обвинениями: создании вокруг нелегальных церквей антисоветских групп, распространении антисоветских слухов и пораженческих настроений, попытках прямого содействия немецкому фашизму, поражении СССР в войне и активному сопротивлении мероприятиям партии и правительства в годы войны. 27-31 октября 1945 года на закрытом судебном заседании Вятского облсуда обвиняемые были приговорены: к 10 годам лагерей с поражением в правах на 5 лет — игумен Сергий (Мытиков) и монахини Мария Березина, Екатерина Голованова и Евдокия Хорикова, к 8 годам лагерей — 8 человек, к 7 годам лагерей — 7 человек, к 6 годам лагерей — 2 человека, к 5 годам лагерей — 12 человек, к 4 годам лагерей — 2 человека. 30 ноября 1945 года игумен Сергий скончался во внутренней тюрьме.

Поделиться:
Метки: ,

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.