Гонения на Церковь в Византии
Как первый, так и последний императоры Византии, которых звали одинаково (Константин), сделали официальной церковью ересь: Констанин I – арианство, отказавшись от следования Никейскому собору (325 г.) уже через два года; Константин XI – латинство. Империя начиналась и заканчивалась гонениями на Церковь истинную во имя ложных церковных организаций.
Подробнее о периодах, когда православная Церковь не была официальной в Византии
Годы |
Сколько длилось |
Ересь официальной государственной церкви |
Чем закончилось |
327-361 |
34 года |
арианство |
Официальная церковь упразднена, официальная религия опять язычество. |
361-363 |
2 года |
гонимы и ариане, и православные |
Православные стали официальной церковью на 8 месяцев – срок правления императора Иовиана. |
364-381 |
17 лет |
арианство |
Император Феодосий Великий признаёт официальной церковью православных и принимает законы об имперской церкви и против еретиков. |
449-451 |
2 года |
монофизитство, принятое в 449 году Вторым Ефесским собором, созванным императором Феодосием Юнейшим. |
Императрица Пульхерия созывает Халкидонский собор и осуждает монофизитство Второго Ефесского собора. |
451-482 |
31 год |
двусмысленный халкидонизм (в духе Ивы Едесского и Феодорита Кирского, который не изменил догматической — несторианской — позиции после покаяния на Халкидонском соборе). |
«Энотикон» императора Зинона: крайности монофизитства Евтихия осуждаются, но при этом Халкидонский собор отменяется в качестве обязательного для православных. |
506-518 |
12 лет |
монофизитство («Энотикон» Зинона истолковывается монофизитски, Халкидонский собор анафематствуется). |
«Энотикон» Зинона отменяется, Халкидон реабилитируется и вновь признаётся обязательным, но на этот раз не в толковании Феодорита, а в духе богословия эпохи немонофизитского «Энотикона» (482-506). |
633-680 |
47 лет |
монофелитство |
Шестой Вселенский собор восстанавливает православие в качестве официальной религии. При этом на соборе обруган главный защитник православия от монофелитства, Максим Исповедник. Отцы собора — все без исключения бывшие монофелиты — Максима Исповедника почитать не планируют. |
713-715 |
2 года |
монофелитство (восстановлено узурпатором императорского престола Варданом Филиппиком). |
Филиппик убит, православие восстановлено, все официальные иерархи быстро каются в ереси (включая Андрея Критского и будущего св. патриарха-исповедника Германа). |
726-787 |
61 год |
иконоборчество |
Седьмой Вселенский собор, состоявший исключительно из епископов-иконоборцев и рукоположенного иконоборцами патриарха Тарасия возвращает православие в качестве официальной религии. |
806-812 |
6 лет |
Примирение партии Студитов с патриархом Никифором на соборе 812 года. |
|
815-842 |
27 лет |
иконоборчество |
Восстановление иконопочитания как государственной религии после смерти императора Феофила (842 г.). |
1274-1283 |
9 лет |
униатство (католичество) — Лионская уния. |
Возвращение к православию после воцарения сына Михаила VIII Андроника II (который отказал своему отцу-униату в христианском погребении). |
1344-1347 |
3 года |
ересь Акиндина |
Победа Иоанна Кантакузина в гражданской войне, собор 1347 года восстановил паламизм как единственно возможное понимание православия (как было постановлено двумя соборами 1341 года). |
1439-1454 |
15 лет |
униатство – Флорентийская уния. |
Восстановление православного патриаршества в Константинополе под властью султана. |
Итого: Почти 300 лет из «византийского тысячелетия» официальная церковь была либо прямо в ереси, либо в разных формах смешения с ересями, а истинная Церковь в это время была либо гонимой, либо в состояниях разной степени перемешанности с еретиками, когда за православие нужно было бороться и было непонятно, на чью сторону встанет государство.
Спасибо большое за эту интересную сводку. К сожалению, современные православные мало знают, в каких духовных «сражениях» созидалось и развивалось видимое здание Церкви. Видимое, потому что записано на бумаге: в сформулированных догматах, в богословских письменных источниках. Мысль обретала словесную форму, единодушно утверждалась иерархией и скреплялась апостольской печатью «изволися Духу Святому и нам». Истина становилась «печатной», и, неизбежно, обретала своих сторонников и противников. При этом и те кто «за», и те, кто «против» из числа церковного клира всегда использовали политическую власть для того, чтобы расправиться с теми, кто был в их глазах еретиком. Патриархи-еретики использовали государственную монополию на насилие для того, чтобы устранить православных. Затем, на смену им приходили православные патриархи, и поступали с побежденными также. Государство в этих церковных распрях всегда было инструментом «практики», в то время как «теория» рождалась в умах людей, облеченных властью «вязать и решить». Теория нуждается в практике. Анне и Каиафе был необходим римский прокуратор для того, чтобы казнить Иисуса. Византийские патриархи-еретики апеллировали к власти для того, чтобы устранить православных. Имяборческий разгром на Афоне начала XX века был осуществлен руками царских войск, которых туда послал Св.Синод Русской Церкви.
Церковь и государство. Государство и Церковь. И то, и другое — люди. Патриарх и Царь. И тот, и другой — человек. Грешный человек. Кто из них выше, кто ниже? Кто кому подчиняется, и кто над кем властвует? Есть ли ответ?